среда, 10 апреля 2013 г.

Факторы, способствующие адаптации учащихся


Факторы, способствующие адаптации учащихся:
1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда, результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педагогического коллектива:
♦  по формированию метазнаний и надпредметных умений;
♦  по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачёт, учебная дискуссия);
♦  по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально – экономический аспект;
♦  по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей всех лицейских классов.
3.      Обеспечение позиции субъекта собственного обучения и развития:
♦  через педагогическую организацию рефлексии и выбор собственной образовательной стратегии;
♦  участие лицеистов в планировании учебно – воспитательного процесса.
1.                       Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
4.      Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей – предметников, классных руководителей, психолога, родителей по компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации учащихся.
Основными направлениями в работе являются :
♦  ранняя школьная пропедевтика
♦  психолого - педагогическая поддержка младших школьников
♦   личностно – ориентированное обучение
♦   использование новых педагогических технологий
Ранняя школьная пропедевтика
Согласно Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации, т.е. школа должна быть школой для всех, в ней должны найти своё место, чувствовать себя как дома все учащихся, независимо от их индивидуальных способностей и особенностей. Школа должна быть адаптивной».
Адаптация в первом классе – особый и сложный период адаптации в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа. Как помочь малышу быстрее адаптироваться к новой обстановке, новому коллективу?
Основные направления подготовки ребёнка к школе
♦  Психолого - педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей ребёнка.
♦  Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
♦  Методическая работа, направленная на совершенствование методик и модификации содержания обучения. Она осуществляется учителями, совместно с администрацией школы по результатам психолого- педагогического статуса первоклассников.
♦  Консультативная работа с учителями и родителями. она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом учителями и родителями в связи с проблемами обучения или психического самочувствия.
♦  Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности. Эти трудности могут проявиться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.
Основные задачи ранней школьной пропедевтики
♦  Выявление особенностей каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в общении, обучении и психологическом состоянии.
♦  Создание системы психолого – педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
♦  Создание специальных педагогических и социально – педагогических условий, позволяющих осуществлять развивающуюся, коррекционно – формирующуюся работу с детьми.
♦  Настраивание учебно – воспитательного процесса на индивидуальные особенности, возможности и потребности каждого ребёнка.
♦  Организация помощи ребёнку в формировании навыков и внутренних психологических механизмов, необходимых для успешного обучения и общения в школьной среде.
♦   Опыт работы, накопленный за несколько лет, доказывает, что существуют факторы , препятствующие адаптации ребенка к школьной жизни. Это:
1. Сменяемость учителей.
2.Факторы, связанные с организацией УВП.
   а) Недостаточная материально – техническая база.
б) Недостаточная психологическая готовность учителя к работе в условиях образования.
3.Факторы, связанные с особенностями семейных отношений.
Гиперопека как стиль семейных отношений.
4.Факторы, связанные с особенностями личности учащихся.
Личностные особенности учащихся: низкий уровень самоприятия и приятия других, эмоциональный дискомфорт, сильная зависимость от других, стремление к доминированию.
5. Новый классный и школьный коллектив (первичная адаптация).
Для устранения этих факторов нашими учителями разработаны методы и формы их нейтрализации:
♦   проводится работа с педагогами с целью воспитание потребности в самообразовании;
♦   повышение психологической культуры через систему семинаров, практикумов, индивидуальных и групповых консультаций;
♦   повышение личной ответственности ученика за своё качественное образование;
♦   мотивация родителей на обеспечение материально – технической базы через
             согласование целей семьи и школы;
♦     включение родителей в жизнедеятельность класса;
♦   конструирование ситуации успеха в урочной деятельности, практикумы общения;
♦   организация личностного принятия коллективом класса учащихся,    пришедших из другой школы (психологические тренинги, практикумы);
♦   знакомство с ученическим опытом учащегося, пришедшего из другой школы (классная беседа);
♦   конструирование ситуаций успеха, требующих взаимодействия с учащимися класса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий