вторник, 23 апреля 2013 г.

Методологические подходы к решению проблемы технологии адаптивного обучения


Методологические подходы к решению  проблемы .
Концептуальные идеи могут быть определены, исходя из учета тенденций развития образования, специфики деятельности адаптивной школы. Принимая во внимание указанное обстоятельство, а также имеющиеся теоретические и практические наработки по созданию разнообразных моделей адаптивной школы,  выделены следующие концептуальные идеи: идея синергетического подхода, идея гуманитарно-культурологического подхода, идея личностно-деятельностного подхода, идея диалогического подхода, идея рефлексивного подхода, идея открытости образовательной среды школы, идея приоритета положительной обратной связи, идея творчества, идея интеграции содержания (схема 5).
Идея синергетического подхода.
Основная задача синергетики как научного направления (возникло в середине 70-х годов 20-го столетия) состоит в выявлении и познании общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в темах самой разной природы. Изучение объекта в динамике - характерная особенность синергетики.
 Идея гуманитарно-культурологического подхода.
Термин «гуманитаризация» в последнее время приобретает более широкое значение и уже не укладывается в рамки «широкое внедрение дисциплин гуманитарного цикла». Само прилагательноегуманитарный        сегодня осмысливается как «свойственный человеку, человеческой природе».
Идея личностно-деятельностного подхода.
Отметим еще раз, что в современных психологических и педагогических публикациях широкое распространение получил  личностно-ориентированный подход к образованию   (человекоцентристский к управлению школой). Однако, этот подход значительно уже, чем личностно-деятельностный, так как, по мнению И.А. Зимней, вне поля зрения остаются деятельность и поведение человека в целом (10). Оба компонента (личностный и деятельностный) анализируемого подхода неразрывно связаны друг с другом, ибо личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов определяет личностное развитие ее как субъекта,
Идея рефлексивного подхода.
Рефлексивная культура характеризуется:
• готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
• умениями обретать новые смыслы и ценности;
• умениями адаптироваться в непривычных межличностных        системах отношений;
• умениями ставить и решать неординарные практические задачи.
Основным показателем рефлексивной культуры личности является ее  способность работать в условиях неопределенности.
Если гуманитарно-культурологический и личностно-деятельностный подходы задают новую содержательную ориентацию образовательного процесса, то рефлексивный подход указывает на механизм их реализации. Без рефлексивной культуры невозможно решить проблему творческого долгожительства личности, формирования мотивации школьника
 Идея диалогического подхода.
Практическая реализация рефлексивного подхода ставит проблему характера взаимодействия участников образовательного процесса и, в частности, актуализирует вопрос о типе воздействий в условиях рефлексивного управления.
В психологии понятие «воздействие» связывают с изменением индивидуального или группового субъекта-реципиента - его деятельности (поведения в целом), сознания, отдельных психологических характеристик, причем психологическое воздействие призвано либо вызывать, либо предотвращать изменение субъекта-реципиента.
 Идея открытости образовательной среды.
Анализ этой идеи предопределяется вопросом: «Чем является школа для ребенка?» Если замкнутым пространством, в котором какое-то время «протекает» жизнь ребенка, то наверное, в этой фразе заключается смысл всей нашей существующей педагогической реальности, которая обеспечивает (почему-то так принято во многих педагогических литературных источниках, во всяком случае в различных определениях понятий «воспитание» и «обучение» и т.п.) развитие личности. А разве вся окружающая действительность (кроме школы) не способствует развитию ребенка?
Идея приоритета положительной обратной связи.
Проблема построения в школе адаптивной образовательной среды с неизбежностью ставит вопрос о критериях оценки деятельности школы.
Приоритетным критерием оценки работы школы до сих пор остаются конечные результаты ее деятельности:
• состояние здоровья учащихся;
• обученность учащихся;
• обучаемость учащихся;
 Идея интегративности образования
Ранее отмечалось, что одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала является интегративность образовательного процессаКаковы же аспекты этой интегративности?              
Думается, что в первую очередь речь должна идти об интеграции содержания образования в современной школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий