вторник, 23 апреля 2013 г.

Создание адаптивной образовательной среды в ОУ (выдержки из курсовой работы)



Создание адаптивной образовательной среды в ОУ.
Введение.
      Ведущие тенденции образования в мире связаны с идеей создания условий для развития личности. Необходимость гуманизации общественной жизни обусловила проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил. Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Первостепенное значение имеет социально-прогрессивный тип самореализации личности, выражающийся в стремлении самореализации себя как части социума. Создание условий для развития личности, способной к такому типу самореализации - основная задача современной школы.
Актуальность введения экспериментальной деятельности определяется следующимипротиворечиями: 
между высокими темпами преобразований в экономике, духовной и социальной сферах жизни общества и медленным развитием современной школы, доминированием в ней традиционных укладов и подходов;
- между необходимостью  создания условий для проявления и развития индивидуальности учащихся в процессе обучения и   массовым характером обучения.
Задача современной системы образования состоит не столько в том, чтобы передать учащимся как можно больший объем знаний, сколько в том, чтобы научить их добывать эти знания и ориентироваться в обширном море информации.  
Проблема исследования состоит  в противоречии между социальным заказом общества на развитие ученика в соответствии с его природными задатками, интересами и возможностями и отсутствием этому заказу образовательной среды в школе.
Разрешение этой проблемы является целью исследования: отработать технологии создания адаптивной образовательной среды.
Объект исследования: образовательная среда.
Предмет исследования: формирование модели адаптивной образовательной среды.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
- провести научный анализ состояния теории и практики исследуемой проблемы.
-    создать систему управления образовательной среды.
-  обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
- выявить тенденции и предпосылки формирования адаптивной образовательной среды на основе анализа государственных и региональных документов, теоретических источников, имеющегося педагогического опыта;
- обосновать структуру и содержание мониторинга состояния адаптивной образовательной среды с целью выявления насущных проблем;
- научно обосновать и апробировать модель формирования адаптивной образовательной среды ;
- выявить организационно-педагогические условия успешной реализации модели формирования адаптивной образовательной среды в педагогической практике;
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что преобразование массовой общеобразовательной школы в адаптивную сможет быть успешно реализовано при следующих условиях если: - цели, содержание, формы и методы образовательного процесса носят гуманистический, гуманитарный характер и обеспечивают индивидуальную траекторию развития каждого ученика; - результаты образовательного процесса ученика диагностируются и прогнозируются с учетом реальных способностей и возможностей; - проектируется и реализуется личностно-ориентированный образовательный процесс.
    Методы исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов. Теоретические методы: анализ педагогической, дидактической и психологической литературы, материалов и публикаций педагогической периодической печати по интересующим нас вопросам.
Аналитические методы: анкетирование, наблюдение, беседы с учащимися, педагогами и родителями, опытно экспериментальная работа, методы статистической обработки данных, полученных в ходе исследования. Базой исследования является Саввинская  общеобразовательная средняя школа ,         Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции П.И.Третьякова, Ю.А.Конаржевского, С.В. Красикова, А.Г.  Асмолова, Т.М. Давыденко, Т.И. Шамовой, Н. П. Капустина и др.
Пути решения проблемы:
1) Изучение опыта практической деятельности образовательных учреждений в регионе по данной проблеме: посещение сайтов, областных и районных консультаций, участие в районных семинарах, «круглых столах»,мастер-классах.
2) Анализ состояния учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения на основе диагностических исследований; определение рисков, противоречий, создание концепции образовательной программы сельской школы по расширению и обновлению образовательной среды.
3) Создание рабочих творческих групп в ОУ для определения стратегии и тактики по расширению и обновлению образовательной среды с целью формирования участников образовательного процесса как субъектов УВП. (Цель и содержание работы творческих групп: отслеживание социального заказа школе; проблемно-ориентированный анализ работы школы и выделение приоритетных проблем; разработка концепции модели адаптивной школы и определение подходов к её построению; наполнение учебного плана школы в соответствии с задачами проекта.)
4) Разработка инновационной образовательной программы, соответствующей социальному заказу общества; определение оптимальных путей образовательного процесса адаптивной модели сельской школы.
5) Внедрение образовательной программы в практическую деятельность образовательного учреждения: наполнение учебного плана с учетом запросов учащихся, совершенствование системы дополнительного образования, развитие предпрофильной и профильной системы образования, расширение комплекса перспективных образовательных технологий, повышение роли научно-методической деятельности учителя.
6) Сравнение прогнозируемых результатов с полученными: анализ, корректировка дальнейшей деятельности.
       В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни. Практическая деятельность школ изобилует разнообразными попытками создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся: появление образовательных учреждений (гимназий, лицеев, авторских школ), обеспечивающих повышенный уровень образования; введение профильного обучения, решающего, прежде всего, проблему профессионального самоопределения обучающихся; включение учащихся в работу творческих объединений на основе учета их познавательных интересов и др.
Главное понятие – это адаптивная образовательная система. Именно на ее основе создается адаптивная школа.
Адаптивной  называется образовательная система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний с возможностями ученика и с реальностью социальной среды.
В поиске направлений совершенствования массового общеобразовательного учреждения значительная роль принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных познавательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации. Обогащение новыми идеями моделирования содержания, организации педагогического процесса и управления им в адаптивной школе (самой массовой на сегодняшний день) позволит решить проблему создания целостной образовательной системы. Отметим, что все общеобразовательные учреждения являются по своей сути адаптивными.
Акцентирование внимания на массовой школе как адаптивной обусловлено сложностями образовательного процесса именно в массовом общеобразовательном учреждении, в котором существующие проблемы подготовки детей и юношества приобрели особо острый характер.
В настоящее время складывается принципиально новая реальность социокультурного заказа на образовательную подготовку учащихся. Отличительная черта этой реальности, по мнению П.Г. Щедровицкого, состоит в том, что подлинным заказчиком образовательного процесса становится семья. Она все более реально начинает участвовать в финансировании, проектировании и определении содержания образования. Он выделяет следующие типы отношений семьи с системой образования:
родители отдают детей учиться для того, чтобы они освоили сумму некоторых знаний и умений и после окончания школы могли найти работу сразу или после дополнительной профессиональной подготовки;
родители убеждены, что их детей надо учить тому же, чему в свое время учили их самих;
родители считают, что школа должна быть «камерой хранения» для их детей. Самое главное для них то, что дети заняты делом, остаются под приглядом как минимум полдня;
-родители ставят перед школой сверхзадачу. Для них главная задача школы  не в обучении, не в подготовке к конкретной специальности, не в воспроизводстве привычного пакета учебных предметов. Перед школой ставится задача создать условия для развития такой системы личных способностей, знаний и умений, которая позволила бы ребенку в дальнейшем полноценно включиться в мир, меняющийся на глазах.

1 комментарий:

  1. Casino Las Vegas, NV - MapYRO
    The Casino Hotel Las Vegas is a 4,724 의정부 출장샵 room, 속초 출장샵 casino with a hotel, a 수원 출장마사지 restaurant and a wellness center. 천안 출장샵 The casino features over 5,000 slot 인천광역 출장안마 machines,

    ОтветитьУдалить